Первобытная община социально-экономический коллектив Выращивание винограда



Выращивание винограда



Все остальные статьи

Первобытная община социально-экономический коллектив

Факты наблюдений охотников и собирателей (бушменов Калахари в Южной Африке или аборигенов Центральной Австралии, живущих в пустынях, пигмеев Центральной Африки и семангов Юго-Восточной Азии в тропических лесах, наконец, северных охотников на оленей-карибу и тюленей, так же, как и вымерших тасманийцев и населяющих поныне острова близ побережья Индии андаманцея) говорят о том, что в основе хозяйственно-культурного приспособления к самым различным экологическим условиям находится первобытная община ведущий социально-экономический коллектив первобытного общества, принципы организации которого поразительно единообразны независимо от естественно-географических условий, окружающей природной среды.

И хотя культура, формы социальной организации, образ жизни древних обитателей приледниковой Европы, ее тундры и холодных степей были, вероятно, отличны от таковых у древних охотников европейских субтропиков Средиземноморья настолько же, насколько различна культура эскимосов и современных аборигенов Калифорнии, единые принципы организации первобытных общин сохранялись в любых условиях природной среды.

Такая универсальность принципов социальной организации позволяла общине стать как бы прочным фундаментом всей системы активной адаптации, социокультурной в своей основе. Благодаря такой универсальности эта система позволила первобытному человеку заселить почти всю планету.

В чем же конкретно выражаются эти принципы?Читайте также : как правильно делать уколы.

Так, например, в процессе экономического освоения территории в определенное время года, когда вести охотничье-собирательское хозяйство составом всей общины неэффективно или невозможно, она распадается на хозяйственные группы, а порой и на отдельные семьи, причем колебания численности этих групп, характер их движения по территории обусловлены хозяйственными интересами, которые в первобытную эпоху находятся в теснейшей зависимости от природных условий. Когда же условия меняются, община вновь воссоединяется в прежнем составе.

Повторяемость, цикличность этих колебаний и передвижений закономерно продиктована требованиями хозяйственной деятельности (охотой, собирательством, морским промыслом) и изменениями, происходящими в природе, увеличением и сокращением продовольственных ресурсов, сменой сезонов, популяционными циклами и миграциями животных, сменой растительных сообществ. При этом размеры хозяйственных групп зависят также и от стабильности местных природных условий, при этом они больше в более благоприятных и меньше в менее благоприятных условиях.

Так реализуется один из принципов активной социальной, а точнее, социально-экономической адаптации общины к природным условиям. Для хозяйственных или чисто общественных мероприятий, когда они требуют большого количества участников (например, во время облавных охот, обрядов), появляются временные объединения общин одного племени, а в определенных случаях и соседних племен, обычно концентрирующихся в определенное время года и в определенных местах. Такие события наблюдались и в тех местах, где в те или иные сезоны года отмечалось изобилие мясной или растительной пищи.

Примечательно, что в общих чертах принципы такой социальной адаптации первобытных обществ наблюдаются в Африке, Южной и Северной Америке, Юго-Восточной и Южной Азии, Арктике, Австралии. Но и хозяйственная жизнь раннепалеолитических обитателей, например, грота Лазаре (Ницца), как и образ жизни людей из Терра-Амата, была подчинена природному циклизму в процессе становления системы активного приспособления к нему.

Так, следы одиннадцати расположенных одна над другой хижин поселения Терра-Амата это свидетельство последовательности ежегодных возвращений одной и той же группы, а следовательно, и стабильности социальной структуры и культурных традиций ее, обеспечивавших активное приспособление к экологическим условиям.

С моей точки зрения, особенность активного приспособления общества первобытных охотников и собирателей состояла в том, что, противостоя давлению естественно-географической среды и технически слабо вооруженное, оно опирается главным образом на выработанные тысячелетиями механизмы социокультурной адаптации.

Система эта, основанная в культурном отношении на традиции, была устойчивой и стабильной, без чего первобытное общество не смогло бы существовать в любых экологических условиях и передавать свои достижения от поколения к поколению.

Читайте также : как правильно делать снежинку. И в то же время ohj была исторически динамичной, способной к развитию.

Основным, исходным элементом этой универсальной системы активного приспособления была, очевидно, община как ведущая экономическая ячейка первобытного общества пластичная, обладающая способностью к перестройкам, реорганизации в конкретных условиях среды. С переходом к земледельческо-скотоводческому производящему хозяйству социальная структура постепенно меняется в ходе развития всей системы активной адаптации общества к природе.


      .

Выращивание винограда


Выращивание винограда
Умный виноградник для себя
Выращивание винограда



Выращивание винограда